Marta Sh
Повторное и третье гадание излишни, если сомневаешься в первом. (И-Цзин)
Удивительно, насколько же иногда мы думаем о чем-то превратно из-за чьих-то суждений или из-за нашего опыта, накопленного в течение жизни. А в целом – из-за лени и непринятия нового. Конечно, это свойственно рассудку – использовать предыдущие впечатления, память, иначе невозможно было бы делать умозаключения, наверно. Но как часто это же и вредит. Последнее время я постоянно сталкиваюсь с подтверждениями таких негативных последствий.
Стала тут читать книжку «Сутры Патанджали» - ну, типа, надо же как-то узнать про йогу побольше, а то занимаюсь, не знаю чем. Каково же было мое удивление, когда перед моим взором предстала абсолютно трезвая и стройная философская система – ничуть не хуже, чем греческие философы, и даже ничуть не хуже, чем Гегель. Никаких заумных высей и религиозных доктрин. Четкая логика, правдивые и реальные примеры, разбор гносеологических проблем, связанных с ограниченностью рассудка, рассмотрение вопросов различения и отделения познающего субъекта от объекта познания и т.п. Я-то думала, что йога – этакое мистическое учение о совершенствовании души, близкое к религии (все эти Шивы и т.п.). Никакой мистики. Похоже, к религии и Богу все это имеет не большее (если не меньшее) отношение, чем этика Канта.
Или я, может, только часть какую-то ухватила?! Надо дальше поизучать. Но, в любом случае, никогда бы не подумала, что эта часть в йоге вообще присутствует. Кстати, рассуждения, изложенные в этих Сутрах, можно применить как к всеобщим материям, вроде познаваемости мира и границ познания, так и к совершенно низменным, вроде поведения в семейном споре.


@темы: Мысли вслух